Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

Химия

Преподаватель курса

Яркова Анна Геннадьевна

Кандидат химических наук

Доцент кафедры химии СибГМУ

Стаж работы – 10 лет

Стаж работы на подготовительных курсах – 4 года

Статистика поступления учеников в вузы – более 90%

Описание курса

В рамках  курса изучаются разделы химии «Общая химия», «Неорганическая химия»,  «Органическая химия», необходимые для поступления и успешной учебы в образовательных организациях высшего образования. При прохождении курса слушатель получит:

  • необходимый для поступления  в вуз объем теоретических знаний по химии,
  • навык решения заданий различного уровня сложности;
  • навык решения тестовых заданий и задач по химии

Формат занятия

4-часовые занятия с перерывами по 5-10 минут:

  1. Обсуждение вопросов, возникших при выполнении слушателями домашнего задания,
  2. анализ уже проверенных работ преподавателем.
  3. Лекция по новой теме.
  4. Совместное выполнение практических заданий для закрепления полученных знаний и навыков в виде письменных и тестовых заданий.
  5. Обсуждение задания, получаемого слушателями для выполнения дома.
  

Программа

Раздел 1 «Основные понятия химии. Классы неорганических соединений»

1.1.

Тема 1«Основные понятия химии. Простое и сложное вещество. Чистые вещества и смеси. Классификация неорганических веществ. Оксиды: кислотные, основные и амфотерные. Моль – единица количества вещества. Молярная масса»

 

Определение атома, химического элемента, молекулы, вещества, тела, аллотропии, аллотропных модификаций.

Основные классы неорганических веществ (номенклатура неорганических веществ – тривиальная, международная ИЮПАК).

Классификация, физические и химические свойства оксидов ‑ условия взаимодействия с водой.

Осуществление количественных расчетов: вычисления молярных масс веществ, количество структурных элементов (числа молекул, атомов)

1.2.

Тема 2 «Понятие о гидроксидах. Химические свойства и способы получения оснований и амфотерных гидроксидов. Понятие раствора. Массовая доля растворенного вещества»

 

Определение, классификация, физические свойства гидроксидов. Основные способы получения. Генетическая связь гидроксидов с другими классами неорганических веществ.

Осуществление количественных расчетов: вычисление массовой и объемной доли элемента в сложном веществе и газовой смеси

1.3

Тема 3. «Кислоты: классификация, способы получения и химические свойства. Решение задач по уравнению реакции»

 

Определение, классификация, физические свойства кислот. Основные способы получения. Генетическая связь кислот с другими классами неорганических веществ.

Осуществление количественных расчетов по уравнениям химических реакций на основании закона действующих масс

1.4

Тема 4. «Соли: классификация, способы получения, химические свойства. Решение задач по уравнению реакции с использованием понятия примесь и выход реакции»

Определение, классификация, физические свойства солей. Основные способы получения. Генетическая солей с другими классами неорганических веществ.

Осуществление количественных расчетов по уравнениям химических реакций на основании закона действующих масс, определение массовой доли примесей в технических продуктах или природных материалах

Раздел 2 «Строение вещества»

2.1

Тема 1. «Строение атома. Строение ядер и электронных оболочек атомов химических элементов: s–, р–, d– элементы. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева»

Понятие протона, нейтрона, электрона, массового числа, атомной орбитали, квантовых чисел. Принцип Паули, правило Клечковского, запрет Хунда.

Понятие периода, виды периодов (большой, малый), групп (главные, побочные).

Периодичность изменения свойств элементов при увеличении зарядов ядер их атомов.

2.2.

Тема 2. «Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, водородная, металлическая. Решение химических задач по уравнению реакции, когда одно из веществ дано в избытке»

Основные характеристики ковалентной связи: полярность, длина, кратность, область перекрывания, пространственная направленность. Шкала электроотрицательности Л. Полинга. Геометрия формул молекул ковалентных соединений. Механизмы образования химической связи – обменный, донорно-акцепторный.  Осуществление количественных расчетов по уравнениям химических реакций на основании закона действующих масс

Раздел 3 «Теория электролитической диссоциации. Ионные уравнения. Гидролиз»

3.1

Тема 1. Сильные и слабые электролиты. Ионные уравнения. Решение задач комбинированного типа, задач на получение кислых солей»

 

Теория электролитической диссоциации С. Аррениуса. Ионные уравнения обменных реакций, реакции нейтрализации. Осуществление количественных расчетов по уравнениям химических реакций на основании закона действующих масс

3.2

Тема 2. «Гидролиз солей. Виды гидролиза. Взаимный гидролиз. Решение задач по теме гидролиз»

Обменные реакции с участием солей, характер среды растворов солей (водородный показатель). Гидролиз солей по катиону, аниону, полный гидролиз, ступенчатый гидролиз. Степень гидролиза, факторы, влияющие на протекание гидролиза (температура, разбавление, природа соли).

Количественные расчеты – определение степени гидролиза.

Раздел 4 «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз»

4.1

Тема 1.«Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Электролиз. Решение задач по электролизу»

Классификация химической реакций с позиции изменения степени окисления элементов. Типичные восстановители и окислители. Подбор коэффициентов в уравнении химической реакции методом электронного баланса Электролиз водных растворов и расплавов. Катодные и анодные процессы водных растворов солей. Осуществление количественных расчетов по теме электролиз водных растворов.

Раздел 5 «Классификация химических реакций. Термохимия. Кинетика»

5.1

Тема 1. «Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ (реагентов) и продуктов реакции: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

5.2

Тема 2. «Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Принцип ЛеШателье»

Определение системы, фазы, скорости реакции, энергии активации, катализатора, фермента.

Классификация реакций в зависимости от однородности реакционной системы – гомогенные, гетерогенные реакции.

Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация реагентов, температура, катализатор (положительный, отрицательный катализ).

Классификация реакций по обратимости – обратимые, необратимые. Константа химического равновесия. Принцип подвижного равновесия – принцип Ле-Шателье (влияние температуры, давления, концентрации, катализатора.

Раздел 6 «Химия элементов»

6.1

Тема 1. «Щелочные и щелочно-земельные металлы. Решение задач по теме»

 

Электронное строение атомов и ионов элементов I и II групп главных подгрупп. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных и щелочноземельных металлов. Биологическая роль и применение в медицине.

Решение задач – определение массовой доли щелочных и щелочноземельных металлов, их соединений, выхода реакций с их участием.

6.2

Тема 2. «Алюминий, цинк, бериллий. Амфотерность. Решение задач по теме»

 

Электронное строение атомов и ионов алюминия, цинка, бериллий, их физические свойства. Нахождение в природе, способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения. Применение соединений алюминия, инка, берилия в медицине и народном хозяйстве.

Решение задач.

6.3

Тема 3. «Подгруппа углерода. Решение задач по теме»

 

Углерод и его важнейшие неорганические соединения:

1)      Строение атома. Нахождение в природе. Физические свойства аллотропных модификаций углерода. Химические свойства.

2)      Оксиды углерода. Угольная кислота. Соли угольной кислоты (карбонаты, гидрокарбонаты). Биологическая роль углерода и его соединений.

Кремний и его важнейшие соединения:

1)      Строение атома. Нахождение в природе. Получение. Физические свойства. Химические свойства

2)      Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. Биологическая роль кремния.

Решение задач

6.4

Тема 4. «Подгруппа азота. Решение задач по теме»

 

Азот и его важнейшие соединения:

1)      Строение атома. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

2)      Соединения азота – аммиак, оксиды азота, азотная кислота. Соли азотной кислоты. Биологическая роль азота и его соединений, применение в медицине.

Фосфор и его важнейшие соединения:

1)      Строение атома, нахождение в природе. Способы получения. Физические свойства. Химические свойства.

2)      Соединения фосфора: фосфин. Оксиды и кислоты фосфора. Соли фосфора. Фосфорные удобрения. Биологическая роль фосфора и его соединений, применение в медицине.

Решение задач

6.5

Тема 5. «Подгруппа кислорода. Пероксид водорода. Галогены. Решение задач по теме»

 

Кислород и озон: физико-химические свойства и способы получения:

1)      Получение кислорода и озона. Химические свойства. Биологическая роль кислорода

2)      Пероксид водорода, его окислительно-восстановительная двойственность

Сера и ее важнейшие соединения:

1)      Строение атома. Нахождение в природе. Способы получения. Аллотропные модификации. Химические свойства.

2)      Соединения серы: оксиды, серная кислота, соли серной кислоты. Биологическая роль и применение в медицине.

Галогены и их важнейшие соединения:

1)      Электронное строение атомов и характер связи в соединениях. Общая характеристика простых веществ-галогенов и образуемых ими соединений.

Хлор и его соединения:

2)      Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

3)      Хлороводород и соляная кислота. кислородсодержащие соединения хлора. Биологическая роль и применение в медицине галогенов и их соединений.

Решение задач

6.6

Тема 7. «d-элементы. Решение задач по теме»

Железо и его соединения:

1)      Электронное строение атома. Характер связи в соединениях железа. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

2)      Важнейшие соединения железа (II) и (III). Биологическая роль и применение соединений железа.

3)      Коррозия металлов.

Хром и его соединения:

1)      Электронное строение атома. Характер связи в соединениях хрома. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

2)      Важнейшие соединения хрома (II), (III), (VI). Биологическая роль и применение соединений хрома

Марганец и его соединения:

1)      Электронное строение атома. Характер связи в соединениях марганца. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

2)      Важнейшие соединения марганца. Биологическая роль и применение соединений марганца.

Медь и ее соединения:

3)      Электронное строение атома. Характер связи в соединениях меди. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

4)      Важнейшие соединения меди. Биологическая роль и применение соединений меди.

Решение задач.

6.7

Тема 7. Практическая работа: «Качественные реакции неорганических соединений. Экспериментальные задачи»

Практическая работа. Качественные реакции на основные катионы и анионы. Решение экспериментальных задач на установление веществ.

Раздел 7 «Введение в органическую химию. Углеводороды»

7.1

Тема 1. «Предельные углеводороды. Алканы. Циклоалканы. Задачи на установление структуры соединения. Задачи на установление структуры соединения»

 

1)      Основные понятия органической химии: гомологи, изомеры, углеводородный радикал.

2)      Электронное строение атома углерода. Гибридизация атома углерода. Классификация органических соединений (по структуре углеродного скелета, природе функциональной группе). Основные положения теории химического строения органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекулах. Электронные эффекты заместителей.

3)      Алканы: номенклатура и изомерия, способы получения, физические свойства, химические свойства (реакции галогенирования, нитрования по М.И. Коновалову, сульфирования, изомеризации, крекинга. Задачи на установление структуры соединения.

4)      Циклоалканы: номенклатура и изомерия, способы получения, физические свойства, химические свойства – реакции малых и нормальных циклов. Задачи на установление структуры соединения.

7.2

Тема 2. «Алкены, алкадиены. Задачи на установление структуры соединения»

1)      Алкены: номенклатура и изомерия, способы получения, физические свойства, химические свойства – реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Правило В.В. Морковникова. Реакции окисления ‑ горение, мягкое окисление по Е.Е. Вагнеру, деструктивное (жесткое окисление). Реакции полимеризации. Задачи на установление структуры соединения.

2)      Алкадиены: номенклатура и изомерия, электронное строение, способы получения, химические свойства (реакции присоединения – галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризации. Задачи на установление структуры соединения.

7.3

Тема 3. «Алкины. Задачи на установление структуры соединения»

 

Номенклатура и изомерия, способы получения, физические свойства, химические свойства – реакции присоединения (гидратация, гидрогалогенирование, гидрирование, димеризация, тримеризация), реакции замещения, окисления (горение, жесткое окисление). Задачи на установление структуры соединения

7.4

Тема 4. «Ароматические углеводороды. Задачи на установление структуры соединения»

Электронное строение молекулы бензола. Способы получения. Физические свойства. Ориентирующее действие заместителей в бензольном ядре: заместители I и II рода.  Химические свойства – реакции замещения (галогенирование, нитрование, сульфирование, алкилирование по Фриделю-Крафтсу, ацилирование). Реакции полного гидрирования, хлорирование. Реакции Окисления. Реакции боковых цепей в алкилбензолах. Окисление гомологов бензола. Задачи на установление структуры соединения

Раздел 8 «Кислородсодержащие органические соединения»

8.1

Тема 1. «Спирты одноатомные и многоатомные. Фенолы. Задачи на установление структуры соединения»

 

Спирты: номенклатура, классификация, способы получения, физические свойства, химические свойства (реакции с разрывом связи О-Н – взаимодействие с металлическим натрием, реакции этерификации с минеральными и органическими кислотами; реакции гидроксильной группы с разрывом связи С-О – взаимодействие с галогеноводородами, аммиаком; реакции с разрывом связей О-Н и С-О – реакции межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации). Правило А.М. Зайцева. Реакции окисления – горение, дегидрирование, окислительное дегидрирование.

Фенолы: номенклатура, классификация, изомерия, способы получения, химические свойства. Задачи на установление структуры соединения

8.2

Тема 2. «Карбонильные соединения. Задачи на установление структуры соединения»

 

Карбонильные соединения – альдегиды, кетоны: номенклатура, классификация, изомерия, способы получения, физические свойства, химические свойства (реакции окисления, восстановления). Задачи на установление структуры соединения

8.3

Тема 3. «Карбоновые кислоты. Задачи на установление структуры соединения»

 

Номенклатура. Классификация, изомерия. Способы получения, физические свойства, химические свойства (кислотные свойства, образование функциональных производных – сложных эфиров, галогенангидридов, ангидридов, амидов, Задачи на установление структуры соединения

8.4

Тема 4. «Углеводы. Задачи на установление структуры соединения»

Классификация. Стереоизомерия.

1)      Моносахариды. Циклические формы. Физические свойства. Химические свойства – реакции открытых форм (восстановление, окисление: мягкое, жесткое), реакции закрытых форм – образование ацеталей, реакции алкилирования, ацилирования. Брожение. Качественные реакции.

2)      Дисахариды. Физические свойства. Химические свойства – реакции открытых форм (восстановление, окисление: мягкое, жесткое), реакции закрытых форм – образование ацеталей, реакции алкилирования, ацилирования.

3)      Полисахариды.

Задачи на установление структуры соединения

Раздел 9 «Азотсодержащие органические соединения»

9.1

Тема 1. «Ароматические и алифатические амины. Аминокислоты.Задачи на установление структуры соединения»

Амины

Классификация. Изомерия. Способ получения. Физические свойства. Химические свойства (взаимодействие с минеральными кислотами, водой, реакции алкилирования, ацилирования, реакции с азотистой кислотой, реакции по ароматическому кольцу. Реакции горения.

Аминокислоты.

Номенклатура. Классификация. Физические свойства. Химические свойства (кислотно-основные свойства, реакции карбоксильной группы (солеобразования, образование сложных эфиров, галогенангидридов, амидов; реакции аминогруппы – ацилирование, солеобразование). Образование пептидов.

Задачи на установление структуры соединения

9.2

Тема 2. «Качественные реакции органических соединений»

Практическая работа: качественные реакции органических соединений, установление строения соединений по качественным реакциям

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, СТОИМОСТЬ:

Курс рассчитан на 200 академических часов каждого предмета (по 1 занятию в неделю продолжительностью 4 часа каждое). 

Сроки обучения: 14.09.2020 - 28.05.2021

Стоимость 1 предмета: 22 000 р. 

Стоимость 2-х предметов: 44 000 39 000 р.

Стоимость 3-х предметов: 66 000 51 000 р.

 


  
Оформить документы для зачисления на курсы необходимо в Центре довузовской подготовки по адресу г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20 (ПН-ПТ с 9.00 до 16.00)

С целью сокращения времени оформления документов Вы можете ЗАБЛАГОВРЕМЕННО распечатать и заполнить их по образцу, оставив только те поля, которые Вы заполните после личной консультации со специалистом центра довузовской подготовки. 

Договор необходимо распечатать с двух сторон

 

Документы для зачисления:

Биология

Преподаватель курса

Кузина Ольга Ивановна

Старший преподаватель управления нового набора студентов СибГМУ

Учитель высшей категории

Эксперт ЕГЭ по биологии

Стаж работы – 28 года

Стаж работы на подготовительных курсах – 17 лет

Статистика поступления учеников – более 80%

По результатам курса ученики получат углубленные и систематизированные знания по разделам биологии «Ботаника», «Зоология», «Анатомия человека», «Общая биология»; приобретут умения решать тестовые задания ЕГЭ, используя полученные знания, в том числе части С. 

Формат занятия

4-х часовые занятия с тремя перерывами по 5-10 минут.

Занятие включает: чтение лекции, тестирование, устный и письменный опрос, решение задач, ответы на вопросы слушателей. Итоговый контроль проводится в форме тестирования в конце каждого семестра.

 

Программа

Раздел 1. «Биология – наука о живой природе»

1.1.

Биологические науки.

Место биологии в системе современных наук.

Основные области научного знания.

Развитие биологии.

Процесс научного познания в современной науке.

Биологические науки.

1.2.

Методы исследования в биологии

Эмпирические методы:

наблюдения;

описательный

экспериментальный

Теоретические методы:

Сравнительный

Обобщения

Исторический

Абстрагирования

Моделирования

1.3

Свойства живых систем

Метаболизм;

 Рост развитие;

 Самовоспроизведение, или репродукция; Наследственность;

Изменчивость;

Раздражимость;

Саморегуляция, гомеостаз;

Энергозависимость

1.4

Уровни организации биологических систем

Биосферный

Биогеоценотический

Популяционно-видовой

Организменный

Органно-тканевый

Клеточный

Молекулярный

Раздел 2. «Основы цитологии»

2.1.

Цитология – наука о клетке

Основные положения современной клеточной теории

2.2.

Химическая организация клетки

Неорганические вещества:

Вода. Свойства. Функции воды в клетке.

Минеральные соли. Свойства. Функции минеральных солей.

Органические вещества:

Углеводы и липиды. Свойства. Функции.

Белки. Свойства. Функции.

Нуклеиновые кислоты. АТФ. Витамины. Свойства. Функции.

2.3

Строение и функции клеточных органоидов.

Клеточная стенка. Плазмалемма.

Цитоплазма. Ядро.

Мембранные органоиды клетки:

Эндоплазматическая сеть.

Аппарат Гольджи.

Лизосомы.

Пероксисомы. Вакуоль.

Митохондрии. Пластиды.

Немембранные органоиды клетки.

Рибосомы. Клеточный центр.

Органоиды движения Включения.

2.4

Эукариоты

Клеточная стенка. Плазмалемма. Цитоплазма. Ядро.

Мембранные органоиды. Строение и функции:

Эндоплазматическая сеть (ретикулум). Аппарат Гольджи. Лизосомы. Пероксисомы.

Вакуоль. Митохондрии. Пластиды.

Немембранные органоиды. Строение и функции:

Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения. Включения.

2.5

Прокариоты

 

Прокариоты.

Бактерии. Цианобактерии.

Оганеллы прокариот. Строение. Функции..

Мезосомы. Нуклеоид. Плазмиды. Фотосинтетические мембраны.

2.6

Не клеточная форма жизни.

Вирусы. Бактериофаги.

Многообразие вирусов.

 Строение вирусов.

Жизненные циклы вирусов.

Ретровирусы.

Прионы.

Биологическое значение.

2.7

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Метаболизм.

Анаболизм. Значение пластического обмена.

 Катаболизм. Значение энергетического обмена

Типы питания организмов:

Автотрофы. Гетеротрофы. Миксотрофы.

2.8

Автотрофное питание.

Фотосинтез.

Фазы фотосинтеза.

Продуктивность фотосинтеза.

Факторы, влияющие на

продуктивность фотосинтеза.

Значение фотосинтеза.

Хемосинтез.

Основные группы хемо синтезирующих бактерий.

2.9

Энергетический обмен

Подготовительный этап.

Гликолиз.

Клеточное дыхание.

Анаэробное дыхание.

Брожение. Типы брожения.

Аэробное дыхание.

Цикл трикарбоновых кислот.

Окислительное фосфорилирование.

2.10

Биосинтез белка

Ген. Генетический код.

Кодон. Антикодон.

Матричные реакции биосинтеза белка.

Транскрипция.

Трансляция.

Этапы трансляции:

Инициация. Элонгация. Терминация.

Раздел 3. «Размножение и индивидуальное развитие»

3.1.

Размножение организмов

Уровни воспроизведения живого.

Бесполое размножение.

Формы бесполого размножения:

Простое деление.

Спорами.

Почкование.

Фрагментация.

Вегетативное размножение.

Клонироание.

Половое размножение.

Формы полового размножения:

Коньюгация.

Партеногенез

Гиногенез.

Андрогенез.

3.2

Жизненный цикл клетки.

Митоз. Амитоз.

Митотический цикл.

Интерфаза.

Хромосомный набор клетки.

Гаплоидный. Диплоидный.

Кариотип.

Митоз. Фазы митоза. Значение митоза.

Амитоз. Значение амитоза.

3.3

Мейоз.

Первое и второе деление мейоза.

Фазы мейоза.

Значение мейоза.

3.4

Развитие половых клеток и оплодотворение у животных

Гаметогенез. Стадии гаметогенеза.

Строение и функции сперматозоида и яйцеклетки.

Функции гамет.

Оплодотворение. Способы оплодотворения.

Сущность полового размножения у животных.

3.5

Индивидуальное развитие (онтогенез) у животных.

Онтогенез.

Эмбриогенез и его стадии.

Типы постэмбрионального развития.

Биогенетический закон.

3.6

Двойное оплодотворение  у покрытосеменных (цветковых) растений

Мужские и женские части цветка.

Развитие пыльцевых зерен.

Развитие зародышевого мешка.

Двойное оплодотворение.

3. 7

Индивидуальное развитие (онтогенез) у растений.

Онтогенез высших растений.

Жизненные циклы высших растений.

Гаметофит. Спорофит.

Архегоний. Антеридий.

Раздел 4. « Генетика»

4.1

Основы генетики и селекции

Генетика.

Наследственность.

Изменчивость.

Генетические понятия и термины.

Методы генетики:

Гибридологический, цитогенетический, близнецовый, генеалогический, популяционно-статистический

4.2

Моногибридное скрещивание

Моногибридное скрещивание.

Первый и второй законы Менделя.

Неполное доминирование.

Кодоминирование.

Гипотеза чистоты гамет Уильям Бэтсон.

Основные положения гипотезы чистоты гамет

4.3

Дигибридное  скрещивание

Дигибридное скрещивание.

Третий закон Менделя.

Цитологические основы законов Менделя.

Значение законов Менделя.

4.3

Сцепленное наследование генов

Сцепленное наследование.

Группа сцепления.

Теория наследственности Томаса Моргана.

Основные положения теории наследственности.

Генетическая карта хромосомы.

Частота кроссинговера. Морганида.

4.4

Генетика пола.

Генетика пола.

Пол.

Половые хромосомы.

Аутосомы. Гетеросомы.

Наследование пола у человека и животных.

Наследование сцепленное с полом.

Типы наследования признаков, сцепленных с полом: полное, неполное, голандрическое.

4.5

Взаимодействие неаллельных генов

Неаллельные гены.

Эпистаз.

Полимерия.

Комплементарность.

Цитоплазматическая наследственность.

4.6

Генетика человека

Наследственные заболевания:

генные, хромосомные,

с наследственной предрасположенностью

Задачи медицинской генетики. Евгеника.

4.7

Модификационная  (фенотипическая) изменчивость

Изменчивость.

Признаки организмов (качественные, количественные).

Норма реакции.

Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Фенотип.

Свойства модификаций.

Вариацинный ряд.

Вариационная кривая.

4.8

Наследственная (генотипическая изменчивость)

Материальные основы наследственности

Генотип. Генотипическая изменчивость.

Свойства генотипической изменчивости.

Комбинативная изменчивость.

Причины комбинативной изменчивости.

Мутационная изменчивость.

Мутации. Гуго де Фриз.

Причины мутаций, свойства, классификация

Основные положения мутационной теории.

Частота мутаций. Мутагенез. Мутагены. Мутанты.

Значение мутаций.

4.9

Основы селекции

Селекция.

Теоретическая база селекции.

Задачи селекции. Методы селекции.

Селекция растений.

Селекция животных.

Селекция микроорганизмов.

Сорт. Порода. Штамм.

Раздел 5. «Многообразие органического мира»

5.1

Классификация организмов.

Биологическое разнообразие и его сущность. Признаки вида (критерии вида)

5.2

Вирусы. Прокариоты.

Многообразие. Строение.

Цикл развития.

Роль в природе и в жизни человека.

5.3

Протисты.

Многообразие. Строение.

 Цикл развития.

Роль в природе и в жизни человека.

5.4

Грибы. Лишайники.

Многообразие. Строение.

Цикл развития.

Роль в природе и в жизни человека.

5.5

Растения

Многообразие. Систематические категории (таксоны).

Споровые.

Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.

Семенные.

 Голосеменные. Покрытосеменные.

Строение. Индивидуальное развитие.

Эволюция.

Ткани.

Вегетативные органы.

Генеративные органы.

Циклы развития.

Роль в природе и в жизни человека

5.6

Животные

Многообразие.

Систематические категории (таксоны)

Одноклеточные. Многоклеточные.

Беспозвоночные. Позвоночные.

Типы. Классы. Отряды.

Строение. Индивидуальное развитие.

Эволюция.

Ткани.

Вегетативные органы.

Генеративные органы.

Циклы развития.

Роль в природе и в жизни человека

5.7

Человек

Биологическая природа человека.

Расы. Происхождение и эволюция.

Ткани. Органы. Системы.

Строение. Функции.

Нейрогуморальная регуляция процессов

Жизнедеятельности.

Высшая нервная деятельность.

Размножение и развитие.

Человек и окружающая среда.

Раздел 6 «Эволюция органического мира»

6.1

История эволюционного учения.

Гипотезы  и теории о развитии живой природы. Значение трудов  К. Линнея, Ж. Кювье, Ж.Л. Бюффона. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Основные положения. Причины

6.2

Эволюционная теория Ч. Дарвина

 

Дарвинизм. Предпосылки возникновения.

Основные положения теории Ч. Дарвина.

6.3

Систематика. Вид и его критерии.

 

Систематика. Основные таксоны. Понятие «Вид». Критерии вида.

6.4

Популяция и ее структура.

 

 

 

Популяция и ее характеристика Пространственная структура.

Половая структура.

Возрастная структура.

Экологическая структура.

Этологическая структура.

6.5

Борьба за существование. Естественный отбор.

Борьба за существование и ее виды.

 Естественный отбор и его формы.

Механизм действия естественного отбора.

6.6

Адаптации (приспособления)

Адаптации.. Основные формы адаптаций.

Этапы развития адаптаций.

Относительный характер приспособленности организмов к условиям среды.

6.7

Микроэволюция.

 Видообразование.

Микроэволюция.

Характеристики микроэволюции.

Движущие силы (факторы) эволюционного процесса.

Видообразование. Способы видообразования.

6.8

Макроэволюция.

Макроэволюция и ее формы.

Филетическая. Дивергентная. Параллельная.

Конвергентная.

Главные направления эволюции

Биологический прогресс. Биологический регресс.

 Пути достижения биологического прогресса.

Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация.

6.9

Методы изучения эволюции.

 

 

Молекулярно-генетические.

Палеонтологические.

Сравнительно-анатомические.

Гомологичные органы. Аналогичные органы.

Рудименты. Атавизмы.

Эмбриологические.

Биогеографические.

6.10

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Гипотезы и теории возникновения жизни. Эволюция жизни. Этапы развития жизни и эволюции биосферы.

6.11

Происхождение человека.

Основные этапы антропогенеза.

Место человека в животном мире. Доказательства происхождения человека от животных.

Отличия человека от животных

Антропо - и социогенез.

Предпосылки и движущие силы антропогенеза.

Дриоптеки.

Австралопитеки.

Древнейшие люди.

Древние люди.

Современные люди.

Раздел 7 «Основы Экологии. Учение о биосфере»

7.1

Экология как наука.

Среды обитания.

Структура современной экологии.

Методы и задачи экологии.

Среды обитания. Факторы среды обитания.

7.2

Экологические факторы.

Абиотические. Биотические. Антропогенные.

Классификация экологических факторов Основные законы экологии.

Характеристика экологических факторов.

Биологические ритмы.

Характеристика организмов по отношению к действию факторов среды.

7.3

Природные сообщества.

 Биоценоз. Биогеоценоз.

Биоценоз и его характеристики.

Связи между организмами в биоценозе Биогеоценоз и его свойства.

Сукцессии.

7.4

Экологическая  экосистема. Антропогенные экосистемы.

Экологическая система.

Характеристика экосистем.

Условия существования экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

 Пищевые цепи.

Звенья трофической цепи.

Цепи пастбищные (выедания).

Цепи  детритные (разложения).

Экологические пирамиды.

Пирамида чисел. Пирамида энергии.

Пирамида биомасс.

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистемы.

Урбоэкосистемы.

7.5

Биосфера.

Влияние человека на биосферу.

Биосфера и ее состав.

 Функции живого вещества.

Биологические круговороты.

Закон константности (В.И. Вернадский)

Закон биогенной миграции атомов.

Ноосфера.

Закон необратимости  в системе человек-биосфера (П. Дансеро, 1957г), закон обратимости биосферы (П. Дансеро, 1957).

Экологический кризис и его причины.

Охрана природы.

Мероприятия по охране природы.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, СТОИМОСТЬ:

Курс рассчитан на 200 академических часов каждого предмета (по 1 занятию в неделю продолжительностью 4 часа каждое). 

Сроки обучения: 14.09.2020 - 28.05.2021

Стоимость 1 предмета: 22 000 р. 

Стоимость 2-х предметов: 44 000 39 000 р.

Стоимость 3-х предметов: 66 000 51 000 р.

 


  
Оформить документы для зачисления на курсы необходимо в Центре довузовской подготовки по адресу г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20 (ПН-ПТ с 9.00 до 16.00)

С целью сокращения времени оформления документов Вы можете ЗАБЛАГОВРЕМЕННО распечатать и заполнить их по образцу, оставив только те поля, которые Вы заполните после личной консультации со специалистом центра довузовской подготовки. 

Договор необходимо распечатать с двух сторон

 

Документы для зачисления:

Русский язык

Преподаватель курса

Бурцева Елена Валерьевна

Старший эксперт областной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку

Эксперт областной апелляционной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку

Стаж работы – 24 года
Стаж работы на подготовительных курсах – 10 лет
Статистика поступления учеников – более 85%

Описание курса

Курс направлен на восполнение теоретических и практических дефицитов в знаниях по русскому языку в рамках школьной программы, на систематизацию знаний, а также на отработку навыка выполнения экзаменационных заданий. Помимо теоретической базы (лекции, конспекты, алгоритмы) в программу курса включена очень большая практическая часть (письменные работы, тесты типа ЕГЭ, разбор заданий ЕГЭ, сочинения и пр.).

Формат занятия

  • проверка домашнего задания (ранее изученный материал)
  • работа с теоретическим материалом (составление опорного конспекта, разбор примеров)
  • отработка полученных знаний на практике
  • ответы на вопросы слушателей
  • выполнение самостоятельной работы по изученному материалу

 

Программа

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия

1.1.

Орфоэпические нормы

Нормы русского произношения

1.2.

Особенности русского ударения

Постановка ударения в отдельных грамматических формах: Р.п. мн.ч. сущ.; И.п. мн.ч. сущ.; краткие формы прилагательных и причастий ж.р.; формы глаголов с суффиксом НУ; ударение в заимствованных словах и отдельных тематических группах; формы глаголов настоящего и прошедшего времени; формы сущ. в В.п. ед.ч.

Раздел 2. Лексика

2.1.

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слова. Отличие многозначных слов от омонимов

2.2.

Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Контекстные синонимы и контекстные антонимы. Паронимы-существительные, паронимы-прилагательные, паронимы-глаголы, паронимы-наречия

2.3

Фразеологизмы

Устойчивые обороты речи, их значение и употребление

2.4

Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения и употребления

Устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы.  Просторечная, разговорная, книжная лексика.

2.5

Лексические ошибки

Плеоназм (лишнее слово), тавтология (неверно употреблённое слово).

2.6

Тест по разделу «Лексика»

Тестовые задания по разделу

Раздел 3. Орфография

3.1.

Правописание безударных гласных в корне

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением; безударные гласные в корне, не проверяемые ударением, чередующиеся безударные  гласные в корне.

3.2.

Правописание приставок

Приставки на –З и –С; приставки ПРЕ и ПРИ; разделительные Ь и Ъ; И –Ы после приставок на согласную; единообразное на

писание приставок.

3.3

Правописание суффиксов (кроме Н и НН)

Суффиксы сущ. -ЕК, -ИК, -ЧИК; -ОК, -ОНОК, -ОНК; -К и -СК; ЧИК-ЩИК; ЕЧК-ИЧК; ЕЦ-ИЦ;

ЕНК-ИНК. Суффиксы прилагательных: ЕВ-ИВ;

-ИСТ, -ЧАТ, ЁВ-ОВ; ЕНСК-ИНСК. Суффиксы наречий: -А,-О.

3.4.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1 и 2 спряжение глаголов, глаголы-исключения,

личные окончания глаголов наст. и буд. времени. Суффиксы глаголов прошедшего времени. Суффиксы действительных и страдательных причастий наст. и буд. времени.

3.5.

Правописание  НЕ и НИ

НЕ слитно - раздельно с местоимениями, существительными, прилагательными, глаголами, причастиями и деепричастиями, числительными, частицами, наречиями. Различие НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ в устойчивых оборотах речи.

3.6.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи

Слитное и раздельное написание местоимений, наречий, частиц, союзов, предлогов. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных и существительных, частиц.

3.7.

Правописание Н и НН с различными частями речи

Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, существительных и наречиях.

3.8.

Ошибки в образовании форм слов

Ошибки в образовании сравнительных степеней прилагательного и наречия, в образовании форм Р.п. мн. ч. сущ., форм повелительного наклонения глаголов, притяжательных местоимений, а также ошибки в нарушении норм согласования, управления и лексической сочетаемости (например, в употреблении собирательных числительных с определённым списком существительных и местоимений).

Раздел 4. Пунктуация

4.1.

Запятая в предложении с однородными членами. Запятая в сложносочинённом предложении

Простое предложение с однородными членами, в том числе с двойными союзами, с обобщающим словом. Сложносочинённое предложение, в том числе с общим второстепенным членом, общим придаточным.

4.2.

Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения

Причастный, деепричастный обороты. Обособленное приложение. Сравнительный оборот Уточняющие обособленные члены предложения.

4.3.

Вводные слова и предложения. Обращение.

Значения вводных слов. Различение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обращении.

4.4.

Сложноподчинённое предложение

Запятая в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным и другими видами придаточных.

4.5.

Сложное предложение с разными видами связи. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными

Однородное, последовательное, параллельное подчинение. Сложное предложение с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью.

4.6.
 

Запятая, тире, двоеточие в предложениях различной структуры

Тире в бессоюзном сложном предложении, в простом предложении между подлежащим и сказуемым, при приложении, при прямой речи, в неполном предложении, при диалоге, в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, в предложении с обобщающим словом при однородных членах, при прямой речи.

Все случаи постановки запятой в простом и сложном предложении.

4.7.

Грамматические ошибки (синтаксические)

Ошибки в построении предложений с однородными членами, обособленными членами предложения, с косвенной речью, с несогласованным приложением, а также ошибки в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, в нарушении видо-временной соотнесённости глагольных форм, в неправильном употреблении падежных форм сущ.  с предлогом, нарушении в построении сложного предложения.

Раздел 5. Работа над связным текстом

5.1.

Выявление главной мысли текста

Выделение ключевых слов в каждом предложении, исключение второстепенных подробностей, составление предложения с наиболее ёмкой и правильной информацией. Исключение предложений с неполной информацией, фактическими ошибками.

5.2. 

Средства связи предложений в тексте

Местоимения, наречия, частицы в качестве средств связи предложений в тексте.

5.3.

Значение слова в конкретном тексте

Работа со словарной статьёй толкового словаря.

Определение лексического значения слова в контексте.

5.4. 

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Вопросы, особенности, условия выбора каждого типа речи.

5.5.

Причинно- следственные связи между предложениями

Выявление причинно-следственных связей и других типов отношений между предложениями

5.6.

Изобразительно-выразительные средства

Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, гротеск, гипербола, литота,  эпитет, сравнение и др. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция, параллелизм, антитеза. Лексические средства языка: лексический повтор, синонимы, фразеологизмы, книжная лексика, просторечия.

Раздел 6. Работа над заданием с развёрнутым ответом

6.1.

Формулирование проблемы

Выявление вопросов, поднимаемых автором текста. Требования к формулировке проблемы (опора на исходный текст).

6.2.

Примеры-иллюстрации из текста

Выявление примеров - иллюстраций из прочитанного текста: эпизодов, высказываний и т.п., важных для понимания  данной проблемы. Пояснение  примеров, выявление смысловой связи между ними.

6.3.

Формулирование авторской позиции

Выявление мнения автора в тексте, формулирование позиции автора исходного текста по прокомментированной проблеме.

6.4.

Выражение собственного мнения, его аргументация

Выражение своего отношения к позиции автора текста (согласие или несогласие с автором). Объяснение собственной точки зрения,    её аргументация.

6.5.

Требования к композиционному построению сочинения

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.  Наличие/отсутствие логических ошибок. Нарушения абзацного членения или их отсутствие.

6.6.

Точность и выразительность речи

Точность выражения мысли, разнообразие/однообразие грамматического строя речи, богатство/бедность словаря. Соблюдение речевых норм, наличие/отсутствие речевых ошибок.

6.7.

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Соблюдение/несоблюдение орфографических и пунктуационных норм. Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

6.8. 

Грамматические ошибки в сочинении

Соблюдение/несоблюдение языковых норм. Наличие/отсутствие грамматических ошибок.

6.9.

Этические и фактические ошибки

Соблюдение этических норм. Наличие/отсутствие этических ошибок. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Наличие/отсутствие фактических ошибок.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, СТОИМОСТЬ:

Курс рассчитан на 200 академических часов каждого предмета (по 1 занятию в неделю продолжительностью 4 часа каждое). 

 Сроки обучения: 14.09.2020 - 28.05.2021

Стоимость 1 предмета: 22 000 р. 

Стоимость 2-х предметов: 44 000 39 000 р.

Стоимость 3-х предметов: 66 000 51 000 р.

 


  
Оформить документы для зачисления на курсы необходимо в Центре довузовской подготовки по адресу г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20 (ПН-ПТ с 9.00 до 16.00)

С целью сокращения времени оформления документов Вы можете ЗАБЛАГОВРЕМЕННО распечатать и заполнить их по образцу, оставив только те поля, которые Вы заполните после личной консультации со специалистом центра довузовской подготовки. 

Договор необходимо распечатать с двух сторон

 

Документы для зачисления:

Контакты

Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2, стр. 20

Телефон: 8 (3822) 909-839, 8 (3822) 528-077

Факс: (3822) 53-34-64

Электронная почта: dovuz@ssmu.ru