Шрифт: A A A Цвет фона: Изображения: ВКЛ ВЫКЛ

Химия

Преподаватель курса

Яркова Анна Геннадьевна

Кандидат химических наук

Доцент кафедры химии СибГМУ

Стаж работы – 10 лет

Стаж работы на подготовительных курсах – 4 года

Статистика поступления учеников в вузы – более 90%

Логвинова Людмила Анатольевна

Кандидат химических наук

Ассистент  кафедры химии СибГМУ

Стаж работы – 2 года

Стаж работы на подготовительных курсах – 2 года

Статистика поступления учеников в вузы – более 80%

Описание курса

1-й год обучения – углубленный курс «Органическая химия», включающий изучение теоретической органической химии (характеристика химических свойств классов органических соединений). Решение ситуационных задач и схем превращений соединений.

 2-й год обучения – углубленный курс «Общая и неорганическая химия», который включает основные сведения о строении атома, химической связи, межмолекулярных взаимодействиях, термодинамике, кинетике и стехиометрии химических реакций, классификации и свойствах важнейших неорганических веществ. Уделено внимание также и медико-биологическому значению химических процессов, химических элементов и их соединений.

Формат занятия

4-х часовые занятия с тремя перерывами по 5-10 минут:

  1. Обсуждение вопросов, возникших при выполнении слушателями домашнего задания, анализ уже проверенных работ преподавателем.
  2. Лекция по новой теме.
  3. Совместное выполнение практических заданий для закрепления полученных знаний и навыков в виде письменных и тестовых заданий.
  4. Обсуждение задания, получаемого слушателями для выполнения дома.
   

Программа

1-й год обучения (10-й класс)

Раздел 1 «Основы строения органических соединений»

1.1.

Теория строения органических соединений.

Теория строения органических соединений Бутлерова. Гомология и изомерия (структурная и пространственная) органических соединений.

1.2.

Классификация и номенклатура органических соединений.

Классификация органических соединений, общие положения номенклатуры ИЮПАК. Принципы построения систематических названий.

Раздел 2 «Химические свойства углеводородов»

2.1.

Предельные углеводороды, алканы и циклоалканы.

Общая характеристика алканов, физические свойства алканов, способы получения. Строение алканов, sp3-гибридизация. Химические свойства алканов: радикального замещения, окисление алканов, изомеризация: дегидрирование и крекинг. Некоторые отдельные представители алканов. Общая харакетристика циклоалканов, физические свойства, способы получения, Химические свойства малых циклов. Химические свойства нормальных циклов.

2.2.

Алкены. Алкадиены.

Общая характеристика алкенов, физические свойства алкенов, способы получения. Строение алкенов, sp2-гибридизация, σ- и  π-связи. Химические свойства алкенов: реакции присоединения, правило Марковникова, пероксидный эффект Хараша, реакции радикального аллильного замещения, реакции окисления, озонолиз, реакция Вагнера, жесткое окисление, реакции восстановления. Отдельные представители.

Общая характеристика алкадиенов, способы получения и химические свойства сопряженных диенов. 

2.3.

Алкины.

Общая характеристика алкинов, физические свойства алкинов, способы получения. Строение алкинов, sp-гибридизация, строение тройной связи. Химические свойства алкинов: реакции присоединения, кислотные свойства алкинов, взаимодействие ацетинилидов металлов с галогеналканами, реакции окисления и восстановления. Отдельные представители.

Синтетические полимеры. Полимеризация виниловых и диеновых соединений, химические свойства. Отдельные представители.

2.4.

Ароматические углеводороды

Общая характеристика аренов, ароматичность, физические свойства аренов, способы получения, химические свойства аренов: способы получения, химические свойства аренов, реакции в кольце, влияние заместителей на реакционную способность и ориентацию замещения, правило ориентации в монозамещенных аренах, реакции бензола с нарушением ароматичности. Реакции в боковых цепях алкилбензолов. Отдельные представители.  

Раздел 3 «Химические свойства кислородсодержащих органических соединений»

3.1.

Галогенуглеводороды.

Общая характеристика галогенуглеводородов, физические свойства, способы получения. Химические свойства галогенуглеводородов: реакции замещения, реакции элиминирования.

3.2.

Спирты.

Общая характеристика спиртов, физические свойства, способы получения. Химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства, реакции замещения, реакции элиминирования, реакции окисления спиртов. Отдельные представители.

3.3.

Многоатомные спирты.

Общая характеристика гликолей, физические свойства, способы получения. Химические свойства многоатомных спиртов: кислотно-основные свойства, качественные реакции на многоатомные спирты.

3.4.

Фенолы.

Общая характеристика фенолов, физические свойства, способы получения. Химические свойства фенолов: кислотно-основные свойства. Реакции замещения в кольце. Реакции окисления и восстановления. Получение фенолформальдегидных смол. Отдельные представители.

3.5.

Альдегиды и кетоны.

Общая характеристика альдегидов и кетонов, физические свойства, способы получения. Химические свойства альдегидов и кетонов: реакции присоединения, реакции окисления и восстановления. Отдельные представители.

3.6.

Карбоновые кислоты.

Общая характеристика карбоновых кислот, физические свойства, способы получения. Химические свойства карбоновых кислот: кислотные свойства, реакции замещения (реакции образования сложных эфиров, галогенангидридов, ангидридов, амидов), реакции термического декарбоксилирования, галогенирования алифатических карбоновых кислот.  Особые свойства муравьиной кислоты. Отдельные представители.

3.7.

Производные карбоновых кислот.

Характеристика сложных эфиров, ангидридов, галогенангидридов, амидов карбоновых кислот. Отдельные представители.

3.8.

Жиры.

Общая характеристика жиров, классификация жиров, физические и химические свойства, биологическая роль. 

Раздел 4 «Химические свойства азотсодержащих органических соединений»

4.1.

Амины.

Общая характеристика аминов, физические свойства, способы получения. Химические свойства аминов: основные свойства, кислотные свойства. Реакции с азотистой кислотой. Замещение в ароматических аминах. Отдельные представители.

4.2.

Аминокислоты.

Общая характеристика аминокислот, физические свойства, оптическая изомерия, особенности строения α-аминокислот, способы получения. Химические свойства α-аминокислот: кислотно-основные, реакции аминогруппы, реакции карбоксильной группы, реакции с одновременным участием амино- и карбокси-групп, реакции поликонденсации. Некоторые биологически значимые α-аминокислоты.

Раздел 5 «Биологически важные вещества»

5.1.

Белки.

Общая характеристика белков, строение, понятие структуры (первичная, вторичная, третичная, четвертичная) белка. Классификация белков. Химические свойства белков, некоторые цветные реакции белков, биологическая роль белков.

5.2.

Углеводы.

Общая характеристика углеводов, классификация углеводов, изомерия моносахаридов, открытые и циклические формы. Химические свойства моносахаридов: реакции окисления, восстановления, реакции брожения (спиртовое, уксуснокислое, молочнокислое). Некоторые отдельные представители моносахаридов. Дисахариды: некоторые отдельные дисахариды, строение, химические свойства.

5.3.

Нуклеиновые кислоты.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Общая характеристика нуклеиновых кислот. Схема образования нуклеотида. Строение нуклеиновых кислот.

Раздел 6. «Реакции полимеризации поликонденсации»

6.1

Реакции полимеризации поликонденсации

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС): мономер, полимер, элементарное звено, степень полимеризации и поликонденсации. Примеры различных типов ВМС. Решение экспериментальных задач.

2-й год обучения (11-й класс)

Раздел 1. Раздел 1 «Общая химия»

1.1.

Тема 1 Строение атома.

Понятие протона, нейтрона, электрона, массового числа, атомной орбитали, квантовых чисел. Принцип Паули, правило Клечковского, запрет Хунда..

1.2.

Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Изменение свойств элементов и их соединений в периодах и группах периодической системы.

1.3

Тема 3 Химическая связь.

Основные характеристики ковалентной связи: полярность, длина, кратность, область перекрывания, пространственная направленность. Шкала электроотрицательности Л.Полинга. Механизмы образования химической связи – обменный, донорно-акцепторный.  Осуществление количественных расчетов по уравнениям химических реакций на основании закона действующих масс

1.4

Тема 4 Классификация химических реакций.

Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ (реагентов) и продуктов реакции: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

1.5

Тема 5. Классификация неорганических соединений.

Классификация неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли). Номенклатура. Способы получения, химические свойства. Генетическая связь неорганических соединений.

1.6

Тема 6. Растворы.

Растворы. Растворимость вещества. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Молярная концентрация растворенного вещества.

1.7

Тема 7. Электролитическая диссоциация.

Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация воды.

1.8

Тема 8. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.

Ионные уравнения обменных реакций, реакции нейтрализации. Способы получения слабых электролитов.

Амфотерность оксидов и гидроксидов.

Обменные реакции с участием солей, характер среды растворов солей. Гидролиз солей по катиону, аниону, полный гидролиз, ступенчатый гидролиз. Факторы, влияющие на протекание гидролиза (температура, разбавление, природа соли).

1.9

Тема 9. Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции.  Типичные окислители и восстановители. Типы ОВР.  Расстановка коэффициентов в ОВР методом полуреакций и методом электронного баланса.

Факторы, влияющие на протекание ОВР.

Поведение наиболее важных кислот в ОВР.

ОВР и электрический ток. Электролиз.

1.10

Тема 10. Кинетика.

Определение системы, фазы, скорости реакции, энергии активации, катализатора, фермента.

Классификация реакций в зависимости от однородности реакционной системы – гомогенные, гетерогенные реакции.

Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация реагентов, температура, катализатор (положительный, отрицательный катализ).

Кинетика. Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Катализ гомогенный и гетерогенный

1.11

Тема 11 Химическое равновесие.

Классификация реакций по обратимости – обратимые, необратимые. Константа химического равновесия. Принцип подвижного равновесия – принцип Ле-Шателье (влияние температуры, давления, концентрации, катализатора).

Раздел 2 «Основы неорганической химии. Металлы»

2.1.

Тема 1. s-металлы. 

 

Электронное строение атомов и ионов элементов I и II групп главных подгрупп. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных и щелочноземельных металлов. Биологическая роль и применение в медицине. Жесткость воды.

2.2.

Тема 2. p-металлы.

 

p-металлы  (алюминий). Получение. Восстановительные свойства. Амфотерность  оксида и гидроксида. Гидролиз солей. Образование  комплексных соединений.

2.3

Тема 3. d-металлы.

Железо и его соединения. Электронное строение атома. Характер связи в соединениях железа. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения железа (II) и (III). Биологическая роль и применение соединений железа. Коррозия металлов.

Хром и его соединения. Электронное строение атома. Характер связи в соединениях хрома. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения хрома (II), (III), (VI). Биологическая роль и применение соединений хрома.

Марганец и его соединения. Электронное строение атома. Характер связи в соединениях марганца. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения марганца. Биологическая роль и применение соединений марганца.

Медь и ее соединения. Электронное строение атома. Характер связи в соединениях меди. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства. Важнейшие соединения меди. Биологическая роль и применение соединений меди.

Раздел 3. «Основы неорганической химии. Неметаллы»

3.1.

Тема 1. Водород. Галогены.

 

Водород.

Характеристика элемента. Свойства простого вещества. Вода, особенности химических и физических свойств.

 

Галогены и их важнейшие соединения:

Электронное строение атомов и характер связи в соединениях. Общая характеристика простых веществ-галогенов и образуемых ими соединений.

Хлор и его соединения:

Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

Хлороводород и соляная кислота. кислородсодержащие соединения хлора. Биологическая роль и применение в медицине галогенов и их соединений.

3.2

Тема 2. Кислород. Сера.

 

Кислород и озон: физико-химические свойства и способы получения:

Получение кислорода и озона. Химические свойства. Биологическая роль кислорода. Пероксид водорода, его окислительно-восстановительная двойственность

 

Сера и ее важнейшие соединения:

Характеристика элемента. Нахождение в природе. Способы получения. Аллотропные модификации. Химические свойства.

Соединения серы: оксиды, серная кислота, соли серной кислоты. Биологическая роль и применение в медицине.

3.3

Тема 3. Азот. Фосфор.

 

Азот и его важнейшие соединения:

Характеристика элемента. Физические свойства. Нахождение в природе. Способы получения. Химические свойства.

Соединения азота – аммиак, оксиды азота, азотная кислота. Соли азотной кислоты. Биологическая роль азота и его соединений, применение в медицине.

 

Фосфор и его важнейшие соединения:

Характеристика элемента, нахождение в природе. Способы получения. Физические свойства. Химические свойства.

Соединения фосфора: фосфин. Оксиды и кислоты фосфора. Соли фосфора. Фосфорные удобрения. Биологическая роль фосфора и его соединений, применение в медицине.

3.4

Тема 4. Углерод. Кремний.

Углерод и его важнейшие неорганические соединения:

Характеристика элемента. Нахождение в природе. Физические свойства аллотропных модификаций углерода. Химические свойства.

Оксиды углерода. Угольная кислота. Соли угольной кислоты (карбонаты, гидрокарбонаты). Биологическая роль углерода и его соединений.

 

Кремний и его важнейшие соединения:

Характеристика элемента. Нахождение в природе. Получение. Физические свойства. Химические свойства

Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. Биологическая роль кремния.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, СТОИМОСТЬ:

Сроки обучения: 

  • 10-й класс - 28.09.2020 - 25.06.2021
  • 11-й класс 14.09.2020 - 28.05.2021

 


  
Оформить документы для зачисления на курсы необходимо в Центре довузовской подготовки по адресу г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20 (ПН-ПТ с 9.00 до 16.00)

С целью сокращения времени оформления документов Вы можете ЗАБЛАГОВРЕМЕННО распечатать и заполнить их по образцу, оставив только те поля, которые Вы заполните после личной консультации со специалистом центра довузовской подготовки. 

Договор необходимо распечатать с двух сторон

 

Документы для зачисления:

Биология

Преподаватель курса

Тимина Евгения Анатольевна

Кандидат биологических наук

Старший преподаватель управления нового набора студентов СибГМУ

Стаж работы – 17 года

Стаж работы на подготовительных курсах – 13 лет

Статистика поступления учеников – более 95%

По результатам курса ученики получат углубленные и систематизированные знания знаний по разделам биологии «Ботаника», «Зоология», «Анатомия человека», «Общая биология»; навыки решения задач по генетике и молекулярной биологии, заданий части С. 

Формат занятия

4-х часовые занятия с тремя перерывами по 5-10 минут.

  1. 30 минут выполнение письменной контрольной работы по теме предыдущего занятия.
  2. 90 минут лекционный и демонстрационный материал.
  3. 15 минут решение частей В и С билетов ЕГЭ по биологии.
 

Программа

1-й год обучения (10-й класс)

Раздел 1. Ботаника

1.1.

Основные группы растений. Бактерии.

Понятие о растениях. Строение растительной клетки. Систематика растений.

Бактерии. Классификация бактерий по форме клетки. Строение бактериальной клетки. Авто- и гетеротрофные бактерии, аэробные и анаэробные бактерии. Симбиотические, паразитические и сапрофитные бактерии. Размножение бактерий, образование спор. Распространение бактерий в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека

1.2.

Общая характеристика водорослей. Одноклеточные (хлорелла, хламидомонада) и нитчатые (улотрикс, спирогира) зеленые водоросли. Красные и бурые водоросли.

Одноклеточные водоросли. Хламидомонада: строение, передвижение, бесполое и подовое размножение.

Многоклеточные зеленью водоросли (на примере улотрикса или спирогиры): строение, бесполое и половое размножение.

Красные и бурые водоросли: распространение, особенности строения слоевища, примеры. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

1.3.

Грибы (шляпочные, плесневые, дрожжи, грибы-паразиты). Строение, питание, размножение

Общая характеристика грибов: условия обитания, питание, строение, размножение грибов. Шляпочные грибы: строение, питание, симбиоз грибов с растениями, грибы съедобные и ядовитые, выращивание грибов. Плесневые грибы: особенности условий обитания, строение грибницы, размножение мукора и пеницилла. Значение пеницилла. Дрожжи: строение, условия обитания, размножение, практическое значение. Грибы - паразиты, вызывающие болезни растении: головня, спорынья, трутовики. Особенности их питания, размножения, воздействия на растения.

1.4.

Лишайники. Строение, питание, размножение. Симбиоз. Мхи. Особенности размножения и строения. Кукушкин лен и сфагнум

Многообразие. распространение, строение, питание, размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве. Кукушкин лен: распространение в природе, внешнее строение и размножение. Сфагнум: условия обитания, особенности клеточного строения листьев сфагнума, практическое значение.

1.5.

Папоротникообразные. Строение и цикл развития. Хвощи и плауны

Папоротники. Распространение в природе, внешнее строение, размножение и значение.

Хвощи. Плауны. Распространение в природе, внешнее строение, размножение и значение.

1.6.

Строение и размножение голосеменных на примере сосны и ели.

Сосна: условия обитания, особенности строения вегетативных органов, размножение. Многообразие хвойных (ель, лиственница, можжевельник).

1.7.

Многообразие тканей растений.

Ткани растений: строение, функции, местонахождение покровных, основных, механических, проводящих и образовательных тканей.

1.8.

Корень. Внутреннее и внешнее строение. Особенности строения листа в связи с его функциями.

Виды корней. Типы корневых систем. Строение корня: корневой чехлик, зоны деления и растяжения, зона всасывания, корневые волоски, зона проведения. Основные функции корня: закрепление растений в почве, поглощение воды и минеральных веществ, запасание питательных веществ. Дыхание корня. Видоизменение корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни.

Внешнее строение листа: черешок, листовая пластинка, прилистники. Классификация листьев по форме и краю листовой пластинки. Листья простые и сложные. Жилкование листа. Внутреннее строение листа: кожица, устьица, столбчатая, губчатая ткань. Строение и роль жилок листа. Функции листа: фотосинтез, газообмен,   испарение волы.   Видоизменения листьев: колючки, усики, ловчие листья насекомоядных растений. Листопад.

1.9.

Побег. Почки листовые и цветочные. Видоизмененные побеги. Внутреннее строение стебля древесного растения в связи с его функциями.

Внешнее строение побега: стебель, узел, междоузлие. Расположение листьев и почек на стебле. Почки. Строение и функции вегетативных и генеративных почек.

1.10.

Цветок и плод. Строение цветка. Цветки однополые и обоеполые. Однодомные и двудомные. Соцветия, их биологическое значение. Перекрестноопыляемые, самоопыляемые, искусственноопыляемые растения.

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинка, пестик. Двойной и простои околоцветник. Строение тычинки и пестика. Формула цветка. Цветки обоеполые и раздельнополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия: схемы простых и сложных соцветий, примеры. биологическое значение.

Опыление. Самоопыление и перекрестное опыление. Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов.

1.11

Класс двудольных. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Сравнительная характеристика семейств растений. Культурные, дикорастущие и сорные растения.

1.12.

Класс однодольных. Семейство злаков, лилейных.

Сравнительная характеристика семейств класса однодольные. Важнейшие для человека культуры семейства злаковых. Культурные и дикорастущие растения семейства лилейные.

1.13.

Строение и размножение покрытосеменных растений. Многообразие покрытосеменных.

Признаки растений классов. Характеристика основных семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаки): формула цветка, тип соцветий, плод, примеры культурных и дикорастущих растений.

1.14.

Семя. Строение семян двудольных и однодольных растений. Вегетативное размножение цветковых растений.

Строение семян двудольных и однодольных растений. Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Дыхание семян. Классификация плодов. Плоды простые и сложные, односемянные и многосемянные, сочные и сухие. Распространение семян и плодов (примеры)

1.15.

Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле.

Эволюция растений в архейскую, протерозойскую эры. Выход растений на сушу в палеозое. Псилофиты. Господство папоротников в каменноугольном периоде кайнозойской эры. Появление голосеменных в пермском периоде. Появление покрытосеменных в меловом периоде.

1.16.

Растительные сообщества. Цепи питания. Ярусность надземная и подземная

Что такое растительное сообщество. Основные характеристики фитоценоза. Структурные элементы фитоценозов. Ярусность надземная и подземная в лесных фитоценозах. Горизонтальная структура фитоценоза. Динамика фитоценозов.

Раздел 2. Зоология

2.1.

Общая характеристика типа Простейших (Класс Саркодовые, Класс Жгутиковые, Класс Ресничные, Класс Споровики).

Строение клетки одноклеточного организма. Жизнедеятельность простейших: питание и пищеварение, передвижение, дыхание, выделение, размножение, образование цисты, раздражимость.

Основные типы простейших: Саркодовые. Жгутиковые. Инфузории. Споровики. Пресноводные простейшие: обыкновенная амеба, эвглена зеленая, инфузория туфелька, особенности их строения и жизнедеятельности.

Паразитические простейшие: малярийный паразит, дизентерийная амеба, лямблии.

Распространение и роль простейших в природе, значение в жизни человека.

2.2.

Общая характеристика типа Кишечнополостных на примере гидры обыкновенной. Морские кишечнополостные (медузы, полипы).

Строение, тип симметрии, разнообразие клеток тела, жизнедеятельность. Основные классы кишечнополостных: Гидроидные. Сцифоидные, Коралловые.

Пресноводная гидра, особенности ее клеточного строения, питания, размножения, передвижения. Рефлекс. Регенерация.

Морские кишечнополостные: Медузы, Актиния, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных.

2.3.

Общая характеристика типа Круглые черви. Аскарида человеческая, строение, цикл развития. Острица. Дегельминтизация, девастация.

Общая характеристика типа (свободноживущие и паразитические круглые черви). Внешнее (форма тела, кожно-мускульный мешок) и внутреннее строение, жизнедеятельность (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение).

Круглые черви - паразиты человека и животных, меры профилактики паразитарных заболеваний. Аскарида человеческая. Размножение и развитие.

2.4.

Общая характеристика типа Плоские черви. Класс ресничные (белая планария). Класс Сосальщики (печеночный сосальщик). Класс Ленточные черви (свиной, бычий цепень, эхинококк).

Общая характеристика типа. Трехслойность, двусторонняя симметрия внешнее (форма тела, кожно-мускульный мешок), внутреннее строение и процессы жизнедеятельное (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение).

Классификация плоских червей: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Многообразие, плоских червей. Белая планария - представитель свободноживущих червей, ее образ жизни, среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности, систематическое положение.

Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк. Систематическое положение, особенности их строения и жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни. Жизненные циклы, понятие о смене хозяев.

2.5.

Общая характеристика типа Кольчатые черви на примере дождевого червя.

Общая характеристика типа: внешнее (форма тела, кожно-мускульный мешок) и внутреннее строение и процессы жизнедеятельности (питание и среда обитания). Многообразие кольчатых червей. Классификация Кольчатых червей.

Дождевой червь - представитель класса Малошетинковые. Особенности строения, ткани, полость тела, системы органов. Питание, дыхание, передвижение, регенерация, размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

2.6.

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие (малый прудовик). Класс Двустворчатые (беззубка).

Общая характеристика типа: внешнее строение (отделы тела, раковина, мантия и мантийная полость), внутреннее строение и процессы жизнедеятельности (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение, передвижение). Многообразие моллюсков. Классификация Моллюсков.

Беззубка - представитель класса Двустворчатых. Среда обитания и образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, размножения и развития.

Большой прудовик - представитель класса Брюхоногих. Среда обитания и образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания. размножения и развития. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

2.7.

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс ракообразные (речной рак).

Общая характеристика типа: внешнее строение (отделы тела, конечности, хитиновый покров), внутреннее строение (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, размножение). Образ жизни, процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, передвижение), многообразие Членистоногих, классификация Членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере речного рака. Среда обитания и образ жизни речного рака. Значение ракообразных в природе в жизни человека.

2.8.

Класс Паукообразные (паук-крестовик). Внешнее, внутреннее строение. Отряды насекомых с полным и неполным превращением.

Класс Паукообразные. Особенности внешнего и внутреннего строения, питания, дыхания, поведения размножения и развития паука в связи с жизнью на суше. Клещи, особенности строения и жизнедеятельности. Паразитические клещи (чесоточный зудень, таежный клеш) возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Значение паукообразных в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Особенности строения, процессов жизнедеятельности насекомых на примере майского жука. Разнообразие насекомых (местообитание, внешнее строение, образ жизни, поведение). Типы развития насекомых.

Насекомые - переносчики возбудителей болезней человека, паразиты человека и животных. Значение насекомых в природе и жизни человека.

2.9.

Общая характеристика типа Хордовых. Класс Ланцетники.

Общая характеристика типа (особенности строения и общие черты строения тела всех хордовых животных). Подтип бесчерепные. Ланцетник, среда обитания и образ жизни. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

2.10.

Общая характеристика класса Рыбы на примере речного окуня.

Общая характеристика класса на примере речного окуня. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Рефлексы, поведение. Размножение и развитие. Миграции, нерест. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания.

2.11.

Многообразие рыб.

Пресноводные, проходные, солоноватые и морские рыбы. Происхождение, классификация и значение рыб в природе. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

2.12

Общая характеристика класса Земноводные на примере лягушки.

Общая характеристика класса на примере лягушки. Особенности строения, передвижения в связи со средой обитания (внешнее   строение, скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Размножение и развитие лягушки.

2.13.

Многообразие земноводных и их происхождение.

Происхождение земноводных от кистеперых рыб и стегоцефалов. Отряды бесхвостые, хвостатые и безногие. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.14.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы.

Характеристика класса на примере ящерицы. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств), поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация. Размножение и развитие. Значение пресмыкающихся.

2.15.

Многообразие и происхождение пресмыкающихся.

Отряды чешуйчатые, черепахи, крокодилы, гаттерии. Развитие древних пресмыкающихся в мезозое.  Динозавры.

2.16.

Общая характеристика класса Птицы на примере голубя. Отряды птиц. Их происхождение.

Характеристика класса на примере голубя. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств). Особенности строения и процессов жизнедеятельности, связанные с полетом. Размножение и развитие птиц (органы размножения, строение яйца, типы развития птенцов). Сезонные явления в жизни птиц (гнездование, перелеты; оседлые, кочевые, перелетные птицы). Значение птиц.

2.17.

Общая характеристика класса Млекопитающих на примере собаки.

Характеристика класса на примере собаки. Особенности внешнего и внутреннего строения (скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, выделительная системы, органы чувств).

Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве. Многообразие млекопитающих (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные). Значение млекопитающих.

2.18.

Многообразие млекопитающих (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные). Отряды млекопитающих и их происхождение.

Меланодон. Первозвери и настоящие звери. Экологические группы млекопитающих (наземные и подземные, летающие и водные). Домашние животные, животноводство. Отряды: сумчатые, однопроходные, насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хоботные, хищные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы.

2.19.

Развитие растительного и животного мира на Земле.

Способы размножения животных. Виды оплодотворение. Периодизация и продолжительность жизни. Доказательства эволюции животных. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

2-й год обучения (11-й класс)

Раздел 1. Анатомия и физиология человека

1.1.

Общий обзор организма человека (органы и системы органов). Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечные, нервная.

Клеточное строение организма. Место человека в системе органического мира. Особенности строении и функций основных тканей (эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная).

1.2.

Опорно-двигательная система. Состав и свойства костей. Скелет человека.

Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека: скелет головы, туловища, свободных конечностей и их поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением.

Типы соединения костей (неподвижное, полуподвижное, подвижное соединения; характеристика соединений, связь с функцией). Химический состав костей. Макро- и микроскопическое строение костей (на пример трубчатой кости конечностей). Свойства костей, рост костей в длину и толщину. Типы костей (трубчатые, плоские, привести примеры).

1.3.

Строение и работа мышц. Основные группы мышц.

Скелетные мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц тела человека: мышцы головы, туловища, конечностей (основные мышцы каждого отдела, их функции). Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мыши. Утомление мышц. Рефлекторная регуляция деятельности мышц.

1.4.

Внутренняя среда организма. Состав и свойства крови. Плазма, форменные элементы крови. Свертывание крови. Группы крови. Иммунитет. Лимфа. Тканевая жидкость.

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения.

Кровь. Плазма крови, ее состав и значение. Белки крови и их значение. Строение и функции форменных элементов - эритроцитов и лейкоцитов.

Свертывание крови как защитная реакция организма. Основные этапы процесса свертывания.

Иммунитет, его виды. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете.

Группы крови. Белки, определяющие группу крови. Переливание крови. Донорство.

1.5.

Органы кровообращения. Строение сосудов. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Автоматия сердца. Пульс. Артериальное давление.

Сердце. его строение и работа (сердечный цикл). Автоматия сердца. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца.

Большой и малый круги кровообращения (основные сосуды кругов кровообращения, изменение газового состава крови во время продвижения по кругам кровообращения). Лимфообращение.

Строение сосудов (артерии, капилляры, вены). Причины движения крови по сосудам, скорость движения крови в различных отделах кровеносного русла. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сосудов. Кровяное давление (максимальное, минимальное кровяное давление; давление в артериях, венах, капиллярах; регуляция кровяного давления).

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

1.6.

Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.

Строение и функции дыхательных путей (носовая полость, гортань, трахея, бронхи). Голосовой аппарат.

Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких.

Дыхательные движения (механизм вдоха и выдоха). Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания.

1.7.

Строение и функции органов пищеварения. Изменение пищи в различных отделах пищеварительного тракта. Ферменты. Всасывание.

Роговая полость, (зубы, язык. слюнные железы). Состав слюны. Пищеварение в полости рта. Глотание.

Строение желудка, железы желудка, состав желудочного сока. Пищеварение в желудке.

Строение кишечника (отделы - тонкий и толстый кишечник). Переваривание пищи в тонком кишечнике (основные ферменты поджелудочной железы, их действие на питательные вещества). Функции толстого кишечника. Всасывание веществ в пищеварительном тракте.

Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.

Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Нервная и гуморальная рефляция пищеварения.

Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.

1.8.

Обмен веществ (белковый, углеводный, жировой, водно-солевой). Витамины. Ассимиляция и диссимиляция.

Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Белковый, углеводный, жировой обмен организма человека (поступление веществ, их превращения в пищеварительном тракте и клетках).

Витамины, их роль в обмене веществ. Основные авитаминозы.

1.9.

Мочевыделительная система. Образование мочи. Строение и функции кожи.

Строение органов мочевыделительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь). Мозговое и корковое вещество почки, строение нефрона. Этапы образования мочи (фильтрация, обратное всасывание). Нервная и гуморальная регуляция деятельности почек.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в защите организма, терморегуляции, выделении. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, электрошоке.

1.10.

Нервная система. Строение и функции спинного и отделов головного мозга.

Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Рефлекторная дуга. Ядра таламуса, лимбическая система. Главные центры, отвечающие за эмоции.

1.11.

Вегетативная нервная система. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Их образование и торможение.

Строение и роль в регуляции работы внутренних органов. Симпатические и парасимпатические отделы, их отличия и воздействия на организм.

Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Безусловные и условные рефлексы, их сравнительная характеристика. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальная система.

Сон. его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Режим дня школьников. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

1.12.

Анализаторы. Орган зрения. Орган слуха и равновесия. Обонятельный и вкусовой анализаторы.

Органы чувств, их значение. Строение и функции глаза. Аккомодация. Строение и функции уха. Отолитовый аппарат и полукружные каналы. Осязание. Обоняние и вкус. Понятие об анализаторах.

1.13.

Железы внутренней секреции.

Строение и функции желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы). Понятие о гормонах. Гипофиз и ею гормоны, гипо- и гиперфункция. Щитовидная железа, ее гормоны, гипо- и гиперфункция. Надпочечники, их гормоны, гипо- и гиперфункция. Значение желез внутренней секреции.

1.14.

Развитие зародыша человека. Постэмбриональное развитие человека.

Система органов размножения человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рос г и развитие ребенка (характеристика периода новорожденное; и грудничкового, ясельного, дошкольного и школьного периодов).

Раздел 2. Общая биология

1.1.

Учение К.Линнея. Учение Ж.Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Развитие зоологии и ботаники. Господство в науке метафизических представлений о неизменности природы и изначальной целесообразности. Труды Карла Линнея по систематике растений и животных, их значение. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции живой природы и его значение.

1.2.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина. Наследственность. Изменчивость. Отбор.

Исторические предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.

1.1.

Вид, его критерии и структура. Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга. Приспособленность организмов.

Критерии вида – морфологический, физиологический, биохимический, географический, экологический, генетический. Структура вида в природе, подвиды, экотипы, популяции. Популяция - единица вида и эволюции.

1.4.

Микроэволюция. Макроэволюция.

Микроэволюция. Видообразование (дивергенция, географическое и экологическое видообразование). Аллопатрическое и симпатрическое, гибридогенное. Направления и пути макроэволюции. Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Филетическая, дивергентная, конвергентная, параллельная эволюция.

1.5.

Доказательства эволюции органического мира.

Доказательства эволюции органического мира (данные палеонтологии, сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии, биогеографии). Закон Геккеля-Мюллера, закон Бэра.

Краткая история развития и основные ароморфозы органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую. мезозойскую и кайнозойскую эру.

1.6.

Движущие силы антропогенеза. Общие предки человека. Направления эволюции человека.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Стадии в эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы- их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

1.7.

История открытия клетки. Клеточная теория Т.Шванна, М.Шлейдена, Р.Вирхова.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Ядро.

История открытия и изучения клетки в 16-20 веках. Методы изучения клетки - микроскопия, хроматография, электрофорез, меченых атомов, центрифугирование. Культуры клеток.

1.8.

Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы, пластиды, лизосомы.

Одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды, их строение и функции. Связь строения с выполняемой функцией.

1.9.

Химическая организация клетки. Вода и минеральные вещества. Белки, строение и функции.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Белки, строение, свойства и функции в клетке. Ферменты как биокатализаторы.

1.10.

Углеводы. Жиры, нуклеиновые кислоты. АТФ. Сравнение растительной и животной клетки.

Углеводы, строение, свойства и функции в клетке. Липиды, строение, свойства и функции в клетке. Энергетический обмен и его стадии, биосинтез АТФ. Преобразование энергии в клетке.

Сравнительная характеристика растительной   и животной клетки.

1.11.

Код ДНК и его свойства. Биосинтез белка. Митоз. Митотический цикл клетки. Мейоз.

Нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Биосинтез белка. Генетический код. и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Соматические и половые клетки. Хромосомы, их строение. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом, постоянство их числа и формы.

Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл (пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды). Репликация ДНК - основа удвоения хромосом.

Митоз, его стадии и значение. Мейоз, его стадии и значение.

1.12

Гаметогенез. Органогенез. Двойное оплодотворение у растений.

Развитие половых клеток (овогенез и сперматогенез). Половое и бесполое размножение организмов. Оплодотворение.

Онтогенез. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Дробление. Стадия бластулы. Гаструляция, Стадия гаструлы. Зародышевые листки. Закладка систем органов. Постэмбриональное развитие животных (прямое и непрямое).

1.13.

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание: полное, неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики (гибридологический, цитогенетический, популяционно-статистический). Значение генетики для медицины и здравоохранения (характеристика методов генетики человека, медико-генетическое консультирование, профилактика наследственных заболеваний).

Основные понятия генетики: доминантные и рецессивные признаки, аллельные гены, фенотип и генотип, гомозигота и гетерозигота. Виды моногибридного скрещивания.

1.14.

Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.  Взаимодействие генов. Множественные аллели. Группы крови. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Дигибридное скрещивание (схема скрещиваний и анализ потомства F1 и F2).

Законы наследования признаков, установленные Г. Менделем. Единообразие первого поколения и его цитологические основы. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков и его цитологические основы. Статистический характер явлений расщепления. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы.

Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Наследование признаков. сцепленных с полом.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности.

Генотип как целостная система.

Роль генотипа и условий окружающей среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости (вариационный ряд и вариационная кривая).

Мутации, их классификация (генные, хромосомные и геномные). Мутагенные факторы.

1.15.

Биосфера и человек. Превращение энергии в биосфере. Круговорот веществ в природе.

Основы учения о биосфере. Компоненты и границы биосферы. Биомасса поверхности суши, мирового океана, почвы.

Живое вещество и его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере углерода, азота, фосфора).

1.16.

Селекция растений, животных, микроорганизмов. Методы селекции.

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация (примеры).

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных - производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.

1.17.

Основы экологии. Экологические факторы. Экосистемы. Биоценозы, биогеоценозы, агроценозы.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их комплексное воздействие на организм. Диапазон действия абиотических факторов. Ограничивающий фактор.

Понятие популяции в экологии, изменение  ее численности, способы регулирования численности.

Биогеоценоз. Структура биогеоценоза. Разнообразие популяций в биогеоценозе и их взаимосвязи. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Смена биогеоценозов.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, СТОИМОСТЬ:

Сроки обучения: 

  • 10-й класс - 28.09.2020 - 25.06.2021
  • 11-й класс 14.09.2020 - 28.05.2021

 


  
Оформить документы для зачисления на курсы необходимо в Центре довузовской подготовки по адресу г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20 (ПН-ПТ с 9.00 до 16.00)

С целью сокращения времени оформления документов Вы можете ЗАБЛАГОВРЕМЕННО распечатать и заполнить их по образцу, оставив только те поля, которые Вы заполните после личной консультации со специалистом центра довузовской подготовки. 

Договор необходимо распечатать с двух сторон

 

Документы для зачисления:

Русский язык

Преподаватель курса

Новикова Екатерина Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

Отличник народного образования

 

Стаж работы – 41 лет

Стаж работы на подготовительных курсах – 15 года

Статистика поступления учеников в вузы – более 90%

Формат занятия

4-х часовые занятия с тремя перерывами по 5-10 минут:

Программа

1-й год обучения (10-й класс)

Раздел 1. «Грамматика»

1.1

Тема 1 «Правописание приставок»

Правописание приставок на – З и –С.

Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -.

Правописание И и Ы после приставок.

Разделительные Ь и Ъ знаки.

1.2

Тема 2 «Правописание личных окончаний глаголов»

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание суффиксов, действительных и страдательных причастий.

1.3

Тема 3 «Правописание суффиксов»

 

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание глагольных суффиксов.

Правописание суффиксов имен существительных.

1.4

Тема 4 «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Употребление частицы НЕ и частицы НИ»

1.5

Тема 5 «Нормативное образование и употребление падежных форм имен числительных»

Нормативное образование и употребление падежных форм имен числительных.

Нормативное употребление сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных.

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

Грамматические ошибки, и их разновидности в предложениях.

Раздел 2. «Синтаксис»

2.1

Тема 1 «Нарушение синтаксических норм в предложении»

 

Нарушение синтаксических норм в предложении ( с однородными членами, с причастными оборотами, с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газет,  книги и т.д., с производными глаголам, с двойными союзами, с использованием цитат, начинающихся со слов: «все,кто…», «те,кто…», «Никто из тех, кто…».

2.2

Тема 2 «Обособленные определения.

 Причастные обороты»

Обособленные определения.

 Причастные обороты.

Работа с текстом.

2.3

Тема 3 «Союзы, вводные слова в тексте»

Союзы, вводные слова в тексте

 

2.4

Тема 4 «Грамматическая основа предложения»

 

Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Сложные предложения.

2.5

Тема 5 «Композиция сочинения по прочитанному тексту»

Композиция сочинения по прочитанному тексту. (Часть 2 ЕГЭ). Критерии оценки сочинения.

Раздел 3. «Морфология»

3.1

Тема 1 «Разряды местоимений. Деепричастия. Разряды частиц»

Действительные и страдательные причастия. Деепричастия.Разряды частиц.

Лексическое значение слова.

3.2

Тема 2 «Н и НН в суффиксах»

 

Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных.

Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий.

Признаки отглагольных прилагательных и причастий.

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных.

Н и НН в суффиксах кратких имен прилагательных, образованных от имен существительных.

Н и НН  в суффиксах имен существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

3.3

Тема 3 «Гласные в корне»

 

Чередующиеся гласные в корне.

Непроверяемые гласные в корне.

3.4

Тема 4 «Правописание»

Правописание производных предлогов.

Правописание  союзов и омонимичных частей речи.

Слитное и раздельное правописание наречий.

Раздел 4. «Пунктуация»

4.1

Тема 1 «Пунктуация в предложениях»

 

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами.

Правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

4.2

Тема 2 «Вводные слова»

Вводные слова и конструкции и схожие с ними по звучанию члены предложения.

4.3

Тема 3 «Знаки препинания»

Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.

4.4

Тема 4 «Бессоюзные сложные предложения»

Бессоюзные сложные предложения

4.5

Тема 5 «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

4.6

Тема 6 «Пунктуация на стыке союзов»

Пунктуация на стыке союзов

Раздел 5. «Лексика»

5.1

Тема 1 «Логико-смысловой анализ исходного текста»

Логико-смысловой анализ исходного текста

5.2

Тема 2 «Текст как речевое произведение»

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Работа с текстом.

5.2

Тема 3 «Типы речи»

 

Отличительные особенности каждого из типов речи. Работа с текстом.

5.4

Тема 4 «Лексические единицы текста»

Лексические единицы текста. Лексическое значение слова в контексте.

Раздел 6. «Словообразование»

6.1

Тема 1 «Основные способы образования новых слов в русском языке»

Основные способы образования новых слов в русском языке: бессуфиксный  и суффиксальный способы,

приставочный и приставочно-суффиксальный способы, сложение и переход из одной части речи в другую (субстантивация)

6.2

Тема 2 «Предлог как служебная часть речи»

Предлог как служебная часть речи

6.3

Тема 3 «Разряды имен прилагательных по значению»

 

Разряды имен прилагательных по значению

6.4

Тема 4 «Типы подчинительной связи в словосочетании»

 

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

6.5

Тема 5 «Виды предложений по наличию главных членов»

Виды предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения.

2-й год обучения (11-й класс)

Раздел 1. «Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания»

1.1

Тема 1

 «Вводные уроки. Речевой этикет в письменном общении».

 

Основные пункты

Урок Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

1.2

«Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный»

 

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

1.3

 Тема 2Знаки препинания в конце предложения.

 

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Упот­ребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей пред­ложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: много­точие, кавычки, тире в диалоге.

1.4

Тема 3 «Знаки препинания внутри простого предложения»

Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интона­ционные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися, повторяющимися двойными союзами. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной харак­теристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нерас­пространённые, согласованные и несогласованные. Причаст­ный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособления приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным дее­причастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонаци­онные особенности предложений с обособленными обстоятель­ствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных чле­нов предложения.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборо­том. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложе­ния. Уместное употребление в письменной речи разных смысло­вых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложе­ний с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

 

1.5

Тема 4 «Знаки препинания между частями сложного предложения»

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого пред­ложения. Интонационные и смысловые особенности предложе­ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложнопод­чинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочета­нии союзов.

Сочетание знаков препинания.

 

1.6

Тема 5 «Знаки препинания при передаче чужой речи»

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме пря­мой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

 

1.7

Тема 6 «Знаки препинания в связном тексте»

Связный текст как совокупность предложений, объе­динённых одной мыслью, общей стилистической направлен­ностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптималь­ного пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Раздел 2. «Работа с тестами»

2.1.

Тема 1 «Задания, связанные с орфографией. Повторение изученного в 10 классе»

 

Задания 9-14 в вариантах ЕГЭ.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и не­проверяемые гласные. Правила, нарушающие единообразие написания корня и ив корне после приставок); понятие о фонетическом принципе на­писания.

Группы корней с чередованием гласных.

Правописание приставок. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с напи­санием суффиксов в словах разных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.

2.2.

Тема 2 «Задания, связанные с пунктуацией»

 

Задания 15-21 в вариантах ЕГЭ.

Знаки препинания внутри простого и сложного предложения.

2.3

Тема 3 «Задания, связанные с орфоэпией, лексикой, средствами выразительностями и др.»

Задания 1-8; 24-26 в вариантах ЕГЭ.

 

Раздел 3. Раздел 3 «Работа с текстами. Обучение сочинению. Часть С»

3.1

Тема 1 «Работа с текстами на определение проблемы»

Работа с текстами разной проблемной направленности: проблема дружбы, любви, нравственного выбора и др. (по материалам ЕГЭ)

3.2

Тема 2 «Обучение написанию сочинения»

Написание сочинения. Часть С  (по материалам ЕГЭ)

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, СТОИМОСТЬ:

Сроки обучения: 

  • 10-й класс - 28.09.2020 - 25.06.2021
  • 11-й класс 14.09.2020 - 28.05.2021

Стоимость обучения: 29 000 р.

 


  
Оформить документы для зачисления на курсы необходимо в Центре довузовской подготовки по адресу г. Томск, Московский тракт, 2, ст. 20 (ПН-ПТ с 9.00 до 16.00)

С целью сокращения времени оформления документов Вы можете ЗАБЛАГОВРЕМЕННО распечатать и заполнить их по образцу, оставив только те поля, которые Вы заполните после личной консультации со специалистом центра довузовской подготовки. 

Договор необходимо распечатать с двух сторон

 

Документы для зачисления:

Контакты

Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2, стр. 20

Телефон: 8 (3822) 909-839, 8 (3822) 528-077

Факс: (3822) 53-34-64

Электронная почта: dovuz@ssmu.ru