Создателем томской школы микробиологов был профессор Павел Васильевич Бутягин, который возглавил в 1906 г. Бактериологический институт, а в 1919 г. организовалкафедру микробиологии в Томском университете. П.В. Бутягин внёс значительный вклад в разработку методов лечения и профилактики инфекционных заболеваний, внедрил технологии производства противодифтерийной и противоскарлатинной сывороток, создал крупнейшую в Сибири научную школу микробиологов. Из школы П.В. Бутягина вышли выдающиеся деятели отечественной медицины - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, президент АМН СССР (1968-1977 гг.), академик АМН СССР В.Д. Тимаков, академик АМН СССР, Заслуженный деятель науки РСФСР С.П. Карпов (заведовал кафедрой микробиологии Томского мединститута в 1937-1976 гг.),

Доцент М.В. Васильев и профессор С.П. Карпов с группой студентов. 1960-е гг.

На протяжении более ста лет томские микробиологи разрабатывают проблемы микробиологии, вирусологии, эпидемиологии, инфекционной и неинфекционной иммунологии и иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. П.В. Бутягин, В.Д. Тимаков, С.П. Карпов внесли неоценимый вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями на территории Сибири и Дальнего Востока, создав эффективные вакцины против туляремии, дифтерии, брюшного тифа и клещевого энцефалита.

Сотрудники Томского Бактериологического института им. Ивана и Зинаиды Чуриных при Томском университете. 1912 г.

Ученик П.В. Бутягина С.П. Карпов продолжил развитие школы микробиологов, освоил новые направления – вирусологию и иммунологию и воспитал плеяду своих учеников. Научная деятельность С.П. Карпова была тесно связана с практической медициной и охватывала такие разные направления как токсинообразование бактерий, разработку методов получения вакцин, сывороток, диагностических препаратов, бактериофагию и биологические антисептики, эпидемиологию и специфическую профилактику различных инфекционных заболеваний, микробиологическую диагностику инфекционных заболеваний, природноочаговые инфекции, иммунобиологическую реактивность организма, вирусную аллергию.

Ученик Сергея Петровича Карпова – академик АМН СССР Н.В. Васильев стоял у истоков современной иммунологии. В 1986 г. он организовал в СибГМУ одну из первых в стране кафедр клинической иммунологии и аллергологии, а также открыл в НИИ онкологии РАМН лабораторию экспериментального биомоделирования и отдел в лаборатории онкоиммунологии, онковирусологии и радиобиологии.

В 2000-е годы под руководством ученика академика Н.В. Васильева профессора Е.П. Красноженова были развернуты серии научных работ по исследованию участия тучных клеток в процессах инфекции и иммунитета, состоянию колонизационной резистентности слизистых оболочек и кожи при различных патологических процессах. Профессор кафедры микробиологии И.Н. Ильинских активно разрабатывала научное направление, посвященное инфекционному мутагенезу. Профессор М.Р. Карпова изучала сочетанное воздействие на организм цитостатических препаратов и инфекционных возбудителей.

За время существования кафедры сотрудниками опубликовано более 25 монографий, выпущено 15 сборников трудов, 17 учебных пособий, опубликовано свыше 900 научных статей. Подготовлены 21 доктор и около 130 кандидатов наук.

Сегодня научные традиции томской школы микробиологов продолжают развиваться, современными научными направлениями кафедры являются колонизационная резистентность организма в норме и патологии; межклеточные и внутриклеточные взаимодействия в микробных сообществах; изучение и контроль противомикробного эффекта биологически активных веществ и материалов медицинского назначения;клинико-эпидемиологическое значение возбудителя клещевой возвратной лихорадки Borrelia miyamotoi для Томской области.

Фотогалерея